Аналитическая справка о результатах внутреннего анализа за 1 полугодие 2018 года в отношении деятельности КГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы»

Аналитическая справка

о результатах внутреннего анализа за 1 полугодие 2018 года в отношении деятельности КГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы» на предмет
выявления и минимизации (устранению)
причин и условий способствующих возникновению коррупции

 

город Алматы                                                                                                             «___» __________ 2018 года

 

В соответствии с пунктом 8 Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12, в Управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы проведен внутренний анализ коррупционных рисков по следующим направлениям:

1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах и правовых актах, затрагивающих деятельность подразделения;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения.

 

На основании приказа № «57-н» от 01 июня 2018 года, руководителя КГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы» (далее – Управление) проведен внутренний анализ коррупционных рисков в отношении деятельности Управления на предмет выявления и минимизации (устранению) причин и условий, способствующих возникновению коррупции.

Управление является государственным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере пассажирских перевозок и координации деятельности предприятий пассажирских перевозок, в том числе, эксплуатации метрополитена, организации безопасности дорожного движения, строительства и ремонта автомобильных дорог, дорожной инфраструктуры на территории города Алматы.

Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также Положением об Управлении.

В соответствии с законами Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года «О транспорте в Республике Казахстан», от 17 июля 2001 года
«Об автомобильных дорогах», от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте», от 17 апреля 2014 года «О дорожном движении» определена миссия коммунального государственного учреждения «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы» – осуществление государственной политики в области организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным, электрическим транспортом,
такси, эксплуатации действующих линий метрополитена в городе
Алматы, обеспечения безопасности дорожного движения, участие в реализации единой государственной политики в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности на территории города Алматы.

Задачи Управления определены в соответствии с законами Республики Казахстан от 17 июля 2001 года «Об автомобильных дорогах», от 4 июля
2003 года «Об автомобильном транспорте»:

1) реализация государственной политики в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности;

2) реализация государственной политики в сфере автомобильного и иного транспорта;

3) иные задачи, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

«Выявление коррупционных рисков в организационно

управленческой деятельности Управления»

«Управление персоналом. Анализ эффективности деятельности персоналом»

 

Согласно штатному расписанию, утвержденному акимом города Алматы
от 24 ноября 2016 года, штатная численность составляет 41 единица, фактически 39 единиц.

Анализ кадровой сменяемости, согласно предоставленным данным, показал, что за 1 полугодие 2018 года уволен 1 сотрудник от общей штатной численности, на основании заявления по собственному желанию.

Рекомендации:

В целях снижения процента сменяемости кадрового состава, считаем необходимым, рассмотреть вопрос о повышении мотивации сотрудников для работы в сфере государственной службы, создания благоприятной рабочей обстановки и повышения профессионального уровня развития.

 

«Прием на работу, формирование кадрового состава и продвижение работников государственного органа»

 

За 1 полугодие 2018 года проведено:

- І внутренний конкурс среди сотрудников Управления – 3, назначены – 2;

- ІІ внутренний конкурс среди всех государственных служащих – 2, назначен – 1;

- общий конкурс – 3, принято – 2.

Испытательный срок назначен 4 сотрудникам, из них испытательный срок прошли – 2, проходят – 2. За сотрудниками впервые принятыми на государственную службу закреплены – 3 наставника.

Временно исполняющих обязанности на период специальной проверки нет.

«Своевременность предоставления трудового отпуска»

За 1 полугодие 2018 года предоставлены ежегодные трудовые отпуска
17 сотрудникам.

Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска административным государственным служащим Управления осуществляется в соответствии с утвержденным графиком отпусков.

 

«Обучение государственных служащих»

По итогам проведенного анализа эффективности деятельности государственного органа по данному критерию установлено, в текущем году в соответствии с Планом-графиком повышения квалификации государственных служащих корпуса «Б» на 2018 год, согласованным ректором РГКП «Академия государственного управления при президенте Республики Казахстан»
Ф. Жакыповым, утвержденным директором филиала РГКП «Академия государственного управления при президенте Республики Казахстан по городу Алматы» Д. Джантемировой:

- переподготовка – 4 сотрудника;

- повышения квалификации – 10 сотрудников.

 

«Прохождение государственными служащими курсов переподготовки и семинаров повышения квалификации»

Согласно Плану-графику повышения квалификации государственных служащих корпуса «Б» на 2018 год за 1 полугодие 2018 года обучены на курсах переподготовки и повышения квалификации 11 сотрудников Управления.

За первый квартал 2018 года стажировку в других государственных органах и подведомственных организациях прошли – 8 сотрудников.

 

«Оценка деятельности государственных служащих»

В 2018 году при проведении ежегодной оценки деятельности административных государственных служащих корпуса «Б», Управление руководствовалось Методикой оценки деятельности административных государственных служащих корпуса «Б», утвержденной постановлением акима города Алматы от 20 марта 2018 года № 1/99 (зарегистрировано в Департаменте юстиции города Алматы 10 апреля 2018 года № 1466).

Также, в 2017 году во исполнение 15 шага «Плана нации – 100 конкретных шагов», статьи 63 Закона «О государственной службе Республики Казахстан»  была проведена комплексная аттестация адмистративных государственных служащих корпуса «Б», по правилам проведения адмистративных государственных служащих корпуса «Б» подлежат к аттестации 29 сотрудников. По результатам итогового решения единой Аттестационной комиссии акимата города Алматы 2 сотрудника соответствуют занимаемой государственной должности и рекомендуется к повышению в должности,
27 сотрудника соответствуют занимаемой государственной должности.

Для определения эффективности и качества работы кадровой службой Управления обеспечено проведение оценки административных государственных служащих корпуса «Б»:

- создана комиссия по оценке;

- осуществляется ежеквартальный мониторинг руководителями отделов достижений установленных КЦИ (ключевые целевые индикаторы).

В ходе анализа, командное перемещение среди государственных служащих Управления не установлено.

Факты привлечения сотрудников Управления к дисциплинарной или уголовной ответственности за предоставление в декларациях о доходах и имуществе недостоверных сведений и иных коррупционных правонарушений отсутствуют.

Фактов аффилиированности должностных лиц при проведении государственных закупок не выявлено.

Согласно п.3 Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих) (далее – Кодекс) утвержденного Указом Президента Республики Казахстан
от 29 декабря 2015 года № 153, руководители государственных органов, в центральных исполнительных органах – ответственные секретари центральных исполнительных органов или должностные лица, на которых в установленном порядке возложены полномочия ответственных секретарей центральных исполнительных органов, а в случаях отсутствия ответственных секретарей центральных исполнительных органов или указанных должностных лиц – руководители центральных исполнительных органов обеспечивают исполнение требований настоящего Кодекса, размещение текста настоящего Кодекса в зданиях государственных органов в местах, доступных для всеобщего обозрения.

Текст Кодекса для всеобщего обозрения размещен в здании Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы.

В соответствии со статьей 18 Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан», при приеме на государственную службу граждане принимают на себя установленные законами Республики Казахстан ограничения в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их должностных полномочий и основанного на них авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах.

Данные ограничения фиксируются в письменной форме службой управления персоналом (кадровой службой) в течение тридцати календарных дней со дня приема на государственную службу.

Нарушений принятых антикоррупционных ограничений и запретов, установленных для должностных лиц действующим законодательством, не имеется.

«Коррупционные риски в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Управления»

Первое. В рамках осуществления антикоррупционной политики, устранения факторов способствующих возникновению корупционных рисков, а также повышения конкурентоспособности и развития предпринимательской деятельности в Республике Казахстан (анализа вопроса эвакуации транспортных средств стран СНГ) и актуальности вопроса эвакуации и хранения задержанного автотранспорта, возникает необходимость взаимодействия акимата города Алматы и Департамента внутренних дел города Алматы (далее – ДВД).

Т.е. эвакуация и хранение транспортных средств нарушителей на специализированные автостояки осуществляется уполномоченным органом, в связи с чем создаются условия контакта нарушителя и должностного лица, соответственно возникновения коррупционных рисков.

Рекомендации:

Ввиду отсутствия законодательных актов регулирующих данную сферу, предлагается принять соответсвующие правила (НПА) по эвакуации и хранения транспортных средств специализированными организациями определенным соответствующим местным исполнительным органом либо ДВД города Алматы по результатам проведенного конкурса (государственных закупок работ, услуг). Которые способствовали бы уменьшению соприкосновения государственных органов, служб (должностных лиц) и граждан (физических и юридических лиц) для иключения коррупционных рисков должностными лицами, в следствии установления полной прозрачности поступления дохода в бюджет города.

Второе. Согласно квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
от 21 мая 2012 года № 201-ө-м, к инженерам по надзору за строительства предъявлены требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образования по соответствующей специальности. Это означает, что осуществление технического надзора строительства дорог должно осуществляться специалистами с квалификацией инженер-строитель со специальностью автомобильные дороги.

Однако аттестаты эксперта в части несущих и ограждающих конструкций выдаются только по специальности инженер-строитель и тем самым дает возможность осуществлять технический надзор строительства дорог специалистам со специальностью не только автомобильных дорог но и промышленного и гражданского строительства.

Рекомендации:

В этой связи, в целях обеспечения полного, всестороннего объективного осуществления государственных закупок услуг по технического надзору для повышения качества строительства автомобильных дорог предлагаем установить особые квалификационные требования к специалистам по осуществлению технического надзора по ремонту и строительству дорог в части соответствия отраслевой квалификации.

Третье. Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» в части антидемпинговых мер для предотвращения коррупционных рисков и улучшения качества услуг и работ по ремонту и строительству автомобильных дорог.

Так, согласно действующему законодательству потенциальный поставщик для победы в конкурсе имеет возможность представить самую низкую цену. Победивший потенциальный поставщик компенсируя расходы при ремонте и строительстве дорог используют низкокачественные сырье и материалы, что приводит к снижению качества дорог.

Рекомендации:

В этой связи, для улучшения качества работ и услуг по ремонту и строительству автомобильных дорог и предотвращения коррупционных составляющих данного вопроса, предлагаем установить максимальный демпинговый порог на который потенциальный поставщик сможет снизить цену.

Вывод: В настоящее время Управлением ведутся работы по устранению выявленных коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих его деятельность. В связи с чем были направлены предложения (в компетентной сфере) по внесению изменений и дополнений в действующие законодательные акты Республики Казахстан в адрес представительных органов.

«Автоматизированная система учета и оплаты проезда «ОҢАЙ»

В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986 «Об Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы» акимом города Алматы 25 мая 2015 года был утвержден «Алматинский городской План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы и противодействию теневой экономике». Планом предусмотрены следующие мероприятия: Развить и внедрить программно-аппаратный комплекс «мобильный терминал проводника» для фиксации и учета билетов. На основании протокольного поручения Главы государства, а также вышеуказанного регионального Плана, Управлением с привлечением инвесторов был внедрен на общественный транспорт города Алматы автоматизированная система учета и оплаты проезда (ОҢАЙ). На территории города Алматы и в прилегающих поселках организованы 922 пункта распространения и реализации транспортных карт и более 8 тысяч пунктов их пополнения через терминалы «КИВИ», «КИВИ Кошелёк», «Касса 24». Кроме этого появилась возможность пополнения карт через финансовые порталы банков второго уровня.

На сайте onay.kz созданы личные кабинеты для всех пользователей карт, с возможностью покупки карты, ее регистрации, пополнения и проверки баланса с детализацией счета. Те же самые функции будут доступны в приложении citybus.kz. Реализована функция проверки баланса карт при оплате.

С 1 марта 2016 года введены в использование проездные билеты различных видов. Также, решением маслихата города Алматы № 404 от 27 января 2016 года предоставлены льготный и бесплатный проезд для дополнительных категорий социально-уязвимых слоев населения.

Для удобства пассажиров в качестве альтернативной формы оплаты была введена возможность пополения электронных карт при помощи SMS-сообщений для абонентов «Beeline». С июня 2016 года пассажирам предоставлена возможность оплаты разовой поездки наличностью.

В ходе реализации данных проектов до настоящего времени из «теневого оборота» удалось вывести порядка 65 % дохода.

«Внутренний анализ относительно обращений

физических и юридических лиц установил следующее»

 

Анализом охвачен период за 1 полугодие 2018 года.

Документооборот Управления за 1 полугодие 2018 год составил
6555 документов, из них:

- 4176 служебной корреспонденции;

- 1002 инициативных писем.

- всего 1049 обращений: от физических 859 и от юридических лиц
190 (ЖТ, ЗТ).

За вышеуказанный период на личном приеме руководителем Управления было принято 16 граждан.

Порядок обработки исходящих документов осуществляется в соответствии с Правилами делопроизводства с обращениями в государственных и негосударственных органах и организациях (утвержденных Приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 22 декабря 2014 года
№ 144).

В организационно-управленческой деятельности Управления за отчетный период коррупционных рисков не выявлено.

Реализацию разрешительных и контрольных функций, согласно Положению, Управление не осуществляет.

Управлением оказывается государственные услуги по:

1) «Выдача удостоверений на право управления самоходными маломерными судами» всего поступило – 79, выдано удостоверении – 79, отказано в рассмотрении в связи с отсутствием пакетов документов – 0.

2) «Выдача свидетельства о государственной регистрации транспортных средств городского рельсового транспорта» всего поступило – 0 заявлении, выдано свидетельств – 0, отказано – 0.

Ранее Управлением осуществлялась государственная услуга «Выдача международного сертификата технического осмотра», которая было исключена из функции местных исполнительных органов, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29 марта 2016 года «О внесений изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур».

Данные изменения введены в действия с 22 апреля 2016 года («Казахстанская правда» от 31.03.2016г. №60 (28186); «Егемен Қазақстан» 31.03.2016ж;. №60 (28788), также документом, подтверждающим прохождение обязательного технического осмотра транспортным средством, будет его диагностическая карта технического осмотра.

Коррупционные риски по указанным государственным услугам отсутствуют, поскольку услуги оказываются на безвозмездной основе, предоставление государственной услуги осуществляется строго в соответствии с утвержденным регламентами.

- документы для отправки передаются полностью оформленными;

- служба ДОУ, принимающая документы для отправки, проверяет правильность их оформления, наличие приложений, указанных в основном документе, неправильно оформленные документы возвращаются исполнителям;

-подписанные документы регистрируются и отправляются адресату (адресатам) в день их подписания (утверждения) или не позднее следующего рабочего дня.

Вместе с тем, при анализе деятельности Управления было уделено внимание соблюдению порядка рассмотрения обращений по качеству и надлежащему рассмотрению.

Статьей 10 Закона установлено, что ответы на обращения должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными на государственном языке или языке обращения со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением их права на обжалование принятого решения.

Данное требование законодательства должностными лицами – государственными служащими Управления соблюдается на должном уровне.

Соблюдение сроков при рассмотрении обращений физических и юридических лиц является значимым показателем в деятельности государственных органов в виду того, что волокита при рассмотрении обращений, проявление бюрократизма являются нарушениями, создающими условия для коррупции.

Законом Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» четко определены сроки рассмотрения обращений, поступающих в государственные органы.

Как показал проведенный анализ, Управлением до настоящего момента соблюдаются принципы законности при рассмотрении обращений физических и юридических лиц, установленные законами Республики Казахстан, также руководством Управления проводится соответствующая работа по устранению причин и условий, способствующих нарушению Закона, проводится профилактическая работа с должностными лицами Управления в части соблюдения и правильного применения законодательства РК в своей деятельности при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц.

По результатам проведенного анализа установлено, что в деятельности Управления нарушения установленных Законом сроков рассмотрения обращений не выявлен.

Акты реагирования органов прокуратуры и органов по делам государственной службы принимаются во внимание руководством Управления.

На основании вышеизложенного в деятельности Управления коррупционных рисков не выявлено.

 

Ознакомлены:

 

Уалиев

Фархат Жумаханович

 

 

Тулеушов

Асет Адилович

 

 

Мурсалимбаева

Сания Даулеиовна

 

 

Битибаева

Гульнар Ондрисовна

 

 

Бегимбетов

Айбек Ермекович

 

 

Нуспекулы Олжас